?

Log in

No account? Create an account
свеча

ЦЕРКОВНЫЙ ДНЕВНИК

Помирать собирайся, а рожь сей.

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Вечная память
свеча
comandante1

0_68a5b_7f6499c9_L

Он не вносил в святило Божие чуждого огня…

З декабря в канун, а по церковному времяисчислению, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (церковный день начинается с вечера) после продолжительной болезни на 67-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов).

Достопоминаемый Владыка прошел большой и духовно насыщенный путь. Владыка родился в Москве в 1947 году. Уже с ранней юности он милостию Божией обрел своего первого духовного наставника – замечательного старца схиархимандрита Григория (Давыдова). Под руководством отца Григория, а так же и схиархимандрита Серафима (Тяпочкина), которого будущий владыка навещал вместе  со своим старцем, молодой человек готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию, а затем и в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия.

В 1975 году будущий архиепископ Алексий  рукоположен в сан диакона и был оставлен при Московской духовной школе, исполняя послушания сотрудника Церковно-археологического кабинета. Владыка был глубоким знатоком и тонким ценителем церковного искусства и потому именно ему было поручено оберегать реликвии и святыни нашего Отечества, хранить личные вещи преподобного Сергия Радонежского. Под покровом преподобного Сергия зрело и крепло устремление к монашескому пути будущего архипастыря. в 1979 году, наконец, совершился монашеский постриг отца Алексия, которого он, по его словам, ждал, послушный своим старцам, несколько лет, ибо не его воля должна была свершиться в постриге, – настаивали старцы, – а Божия. И она свершилась: отец Алексий был пострижен в монашество, оставаясь преподавателем Московской духовной школы. Преподавал владыка в Московской духовной семинарии около 14-ти  лет.

Годы учебы в Московских духовных школах были необычайно плодотворны для духовного возмужания будущего архипастыря. Постригальным отцом его был назначен архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – известный ученый, библиограф, составитель «Русской Библии».  Не простым было духовное сближение отца Алексия со своим «отцом от Евангелия»: многие месяцы неустанно молился молодой  подвижник о даровании  любви к своему новому духовному руководителю. И Господь внял этим святым молитвам, соединив судьбы отца Иннокентия и Владыки Алексия не только в этой жизни, но и навечно: благоговейные заботы отца Алексия (тогда архимандрита) окружили последние годы жизни схиархимандрита Иннокентия. Он и обрел свое место упокоения в Новоспасском монастыре, который  возглавлял Владыка. И труды о. Иннокения и его память, его могилка были в монастыре окружены благоговейным почитанием всех прихожан и братии монастыря. На своем примере Владыка учил истинному исполнению пятой заповеди. Но вот и пришел час и самому архипастырю упокоиться рядом со своим наставником…

При посредстве отца Иннокентия в жизнь  молодого монаха вошли подлинные светочи православия: святитель Зиновий (Мажуга), схимархимандрит Виталий (Сидоренко), преподобный Андроник (Лукаш) и вместе с ними – вся Глинская традиция, которая оказала на духовное формирование будущего архиерея огромное влияние, заложив основы строжайшего по духу следования святоотеческой аскетической традиции, не поврежденной и не размытой никакими новыми веяниями. Таким, каким воспитывали его в молодости великие старцы, передававшие будущего владыку «из полы в полу», как выражался о том сам архиепископ Алексий, и остался. Дух отцов-аскетов веял над Новоспасским монастырем: все прихожане, а не только стремившиеся к монашескому служению, приглашались погружаться в творения святых отцов. Книжная лавка монастыря пестрела и творениями знаменитых подвижников Афона, других православных монастырей Греции, Сербии… Благословение Владыки читать и учиться у таких подвижников распространялось на всех желающих. Именно святоотеческий взгляд на жизнь, глубокое познание человека  и его падшего естества, пути его врачевания – все богатство аскетической культуры воспитания человека стало духовным лицом Новоспасского мужского ставропигиального монастыря в Москве. Владыка Алексий был строг в отношении к повседневной жизни своих чад и прихожан и высоко спрашивал со своих чад, не ставя большой разницы в требованиях к внутренней жизни мирянина и монаха. Тен, кто решался идти этим узким путем, убеждались, что за этой святой строгостью Владыки живет в его сердце горячая отеческая любовь. Эта любовь – ко Христу, и к врученное ему пастве и заставляла его  свято хранить неповрежденным дух святоотеческой аскетики, ибо Владыка знал, что только такой дух, такой путь только и мог действенно служить преображению и усовершенствованию  души человеческой и привести человека ко Христу, дабы человек обрел Христа в своем сердце.
Владыка Алексий нес в себе и широчайшую образованность, и внутреннюю глубокую культуру, и открытость миру и человеку, и, главное, истинную христианскую свободу: он умел найти и взять, – и так воспитывал и своих чад – и использовать плодотворно духовное добро и в широких сферах традиционной классической культуры, и в современном богословии, и это было следствием его подлинной христианской свободы. Но никогда он не вносил в святило Божие чуждого огня. Широту мог себе позволить только тот, кто неустанно и неусыпно блюл Предание Матери-Церкви. Владыка всегда стоял за верность богослужебной традиции (много лет, вплоть до кончины, архиепископ Алексий возглавлял Синодальную богослужебную комиссию), за сохранение церковнославянского языка без каких-либо русификаций и компромиссов.
С первых дней его прихода в Новоспасский монастырь в 1991 году, когда он начал вместе с малой братией восстанавливать буквально изуродованный когда-то величественный древнейший монастырь Москвы, к нему потянулись люди… Владыка не только собирал поруганные камни монастыря, он, вслед за словом апостола Петра, не щадя сил собирал и восстанавливал поруганные души – живые камни, устрояя из них «дом духовный» (1Пет.2:4-5). Тут он не щадил живота своего: вытаскивал из пропасти греха заблудшие души, как мать укреплял ослабевших, вплоть до того, что мог по телефону напеть колыбельную унывающей и слабой молодой душе.
Он был открыт людям и нередко повторял, что и сам всему научился от людей. И это не парадокс: ведь между ним и прихожанами, его братией витал Дух святой, Дух Любви и истины и потому все шло на пользу любящим Бога. В том числе и самому пастырю.
Но начиналось все для новичка в монастыре – с богослужения: Владыка был великим молитвенником. Служим невероятно строго, собранно, в большом молитвенном напряжении, которое передавалось всем вокруг: и несравненному хору, которому потом дивился мир, ибо это было истинно монашеское, монастырское пение огромной духовной мощи, и диаконам, служившим с ним, и прихожанам: будь то старожил монастыря, или новичок – человек не может не услышать истинного Божия духа! На службах Владыки ( а служил он неустанно, не щадя сил своих) все в храме соединялось воедино: становилось единым сердцем и устами, славящими Бога.
О проповедях Владыки, которые он не стремился записывать, сохранять по смирению своему, нужно говорить особо. Он нес поистине крестоносное слово: учил почитанию и постижению величайшего смысла Креста Господня. Владыка часто напоминал чадам, учениках, прихожанам, что каждый должен пройти тот путь, который был проложен Подвигоположниколм Христом  и что только в этом безусловном следовании за Христом, человек может обрести свое спасение.
«Он нами показал путь, по которому необходимо пройти: «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты».  – Говорил Владыка в одной из своих удивительных проповедей. – И вот, когда мы так говорим, дорогие братья и сестры, и когда услышите голос Божий, не ожесточите сердец ваших. Господь Своею любовью начинает спасать человека через испытания и малые скорби. И вот здесь-то и возблагодари, христианин, Бога, ибо ты как сын биен и принимаем только лишь тогда, когда наказываешься. Но наказание не принимай, как желание Бога тебя обидеть, оскорбить и причинить тебе боль, а наказание, как научение. Помни, человек, что ты сын Божий, и Ты рожден для Вечности. И, если Бог тебя возлюбил так, что пролил Свою Пречистую Кровь и отдал Свое Тело в снедь тебе, чтобы ты приобщен был к Его жизни, так и ты, христианин, ты к этому и призван, подвизайся даже до крови! Заставь себя полюбить Бога! И не предавай Его даже в малом!»
Проповеди Владыки незаметно созидали цельное православное мировоззрение в душах прихожан. Он восстанавливал понятия христианского ума. И люди понимали: все теперь в Церкви должно быть ими заново пересмотрено и открыто в свете Христовом. Вот, к примеру, что говорил Владыка о святости…
По его словам святость это не этическое понятие, не нравственное или даже метафизическое (в оторванности от источника святости – Бога), а нечто такое, что является по своей сути подобием Божием, единением с Богом, стяжанием Духа Святаго. Святой, – подчеркивал всегда Владыка – несравнимо больше, чем праведник и даже чем бесстрастный человек.
Святой – это тот, кто приобрел Бога, обожился, и стал богом по благодати. Именно в этом ключе и восстанавливалось подлинное значение древнего аскетического учения – как единственного пути к святости человека.
Были среди его прихожан и учеников и такие, которым строжайшая аскетическая верность Владыки духу Евангелия, Слову Божию казалась слишком жесткой и они уходили, повторяя тем самым предреченное в Евангелии: «Жестоко есть слово сие: [и] кто может его послушати?» (Ин.6:60).   
19 августа 1995 года хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и назначен председателем Синодальной комиссии по делам монастырей РПЦ, а с декабря 1995 года архиепископ Алексий возглавил Синодальную богослужебную комиссию. Многие годы возглавлявший эти комиссии, Владыка был негласным духовным вождем антиреформаторского движения священства и мирян Москвы.
По его благословению и под его непосредственным духовным руководством и весной 2008 года в Москве в стенах Новоспасского монастыря прошло пастырское совещание Московской епархии, посвященное проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви. Участники совещания выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх Алексий II совершенно четко и недвусмысленно высказывался против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных (каковая позиция разделяется подавляющим большинством членов Церкви), находились отдельные миряне и клирики, которые говорили о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывали всевозможные искажения нашей святыни – апостольского и святоотеческого Предания, пытались сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляли либерализацию пастырской и духовнической практики. В ходе того знаменательного совещания высказывались различные точки зрения по вопросу о продуктивности или непродуктивности дискуссий с неообновленцами. Большинство участников согласились тогда с тем, что следует различать людей, искренне заблуждающихся, и тех, кто слишком далеко зашел в стремлении подменить богоустановленный порядок в Церкви своим субъективным пониманием «от ветра головы своея». С таковыми какая-либо дискуссия не представляется полезной и продуктивной
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года Владыка Алексей назначен управляющим Костромской епархией, где с большим воодушевлением он взялся за дела управления обширной епархией. Он был счастлив и часто повторял  псаломское слово: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс.36:23), – Сам Господь освящает и назначает и для человека и место рождения, и день, и путь, и служение…
Владыка родился в день Празднования Феодоровской иконе Божией матери, покровительнице Дома Романовых. Господь привел его в 1991 году в «романовский» монастырь: с усыпальницей Романовых в подклете, с памятью о великих событиях нашей истории. Господь и Матерь Божия привели его и в Кострому, родину первого государя из рода Романовых, во град, святыней которого была и есть Феодоровская икона Богородицы, в Ипатьевский монастырь, священно архимандритом которого был назначен Владыка архиепископ Костромской и Галичский.
Смиренно и мужественно нес крест тяжелой болезни высокопреосвященнейший Владыка. И тут являя собой высокий пример его ученикам и чадам.
Царство Небесное тебе наш досточтимый и незабвенный отец и Владыка!
Вечный покой новопреставленному ревностному Святителю Церкви Русской – Высокопреосвященнейшему владыке Алексию!



Екатерина Домбровская



  • 1
Очень жалко! Царствие Небесное! Добрый был архипастырь.

По всей правде именно ему надо было стать новым Патриархом в 2009 году. Но это если по правде...

Бог тогда не дал нам такого архиерея... То, что есть - свидетельствует о строгих судах Божиих и о все более уверенной поступи "Икса"...
Спаси Вас Бог за отклик!

+Царствие Небесное владыке Алексию!
Какое хорошее открытое лицо.
Это ведь о нем с такой теплотой отзывался покойный о.Григорий (Чекменев), как о настоящем Пастыре, что твердо стоял в вере православной, противостоял ползучему
обновленчеству.

Спаси Господи, дорогая Мелисса. Владыка был столпом Православия, а теперь на небесах - стал в ряд великих молитвенников. Так рассудил Господь.

Отошел ко Господу Высокопреосвященный архиепископ Ко

Пользователь melissa_12 сослался на вашу запись в записи «Отошел ко Господу Высокопреосвященный архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов).» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вечная память [...]

Вечная память

Пользователь emelian сослался на вашу запись в записи «Вечная память» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вечная память [...]

Вечная память!

Царство Небесное и вечная память доброму пастырю!

Re: Вечная память!

Спаси Вас Господи, брате.

Верю, что Господь дал великий венец Своему верному страдальцу, очистив тяжелейшей болезнью все прегрешения приснопоминаемого Владыки Алексия.

Нет сомнений никаких в светлой участи нашего Владыки.
Страдания претерпел безмерные: с несгибаемым смирением и мужеством.

а где будут отпевать Владыку и где похоронят?

Прощание в Новоспасском сегодня, отпевание и похороны в Новоспасском - рядом с отцом Иннокентием - завтра 6 декабря - после Божественной литургии - часов в 10...

Вечная память

Пользователь barjaktarevic сослался на вашу запись в записи «Вечная память» в контексте: [...] нал взят у в Вечная память [...]

Катя, прими соболезнование о кончине нашего отца
и пособолезнуй мне.
Когда уходит временной пласт, тогда и спохватываюсь: а ведь то было счастье: стоять, ждать, видеть как идёт, получать благословение...

Ты написала пронзительные слова и у меня опять полились слёзы.

Соболезную всем нам, осиротевшим, всем нам - любившим, всем нам, за Владыку державшимся...
Спаси Господи, что ты прочитала и поплакала. Владыка нас не оставит!

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСИЯ (ФРОЛОВА)

Пользователь mon_sofia сослался на вашу запись в своей записи «СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСИЯ (ФРОЛОВА) » в контексте: [...] Оригинал взят у в Вечная память [...]

  • 1